Когда законом было установлено требование по добыче подземных вод по лицензии?

Большинство людей считают, что оформление лицензий является нововведением, но это не так. Если обратиться к исходному варианту закона «О недрах» от 21 февраля 1992 года, то заметно, что вопросы о получении разрешений встречаются довольно часто. Рассматривая статьи с упоминанием об этом, можно определить какой правовой фундамент был установлен изначально, и наблюдать дальнейшие изменения.


Начнём со статьи 7 указанного закона, в ней прописано, что право на добывание подземных вод, как вида полезных ископаемых осуществляется в соответствии с лицензией, это касается и границ горных отводов. Разрешение на работы, проводимые в определённом участке, даёт преимущество владельцу недр на их распоряжение. В статье 11 говорится, что лицензия является основным документом, который позволяет проводить работы геологического изучения, поиска месторождений и их разработку. Лицензии выдаются на разные виды использования недр с одновременной передачей участка земли.

Содержание лицензии и порядок ее получения


В оформленном разрешении на использование недр закрепляется перечень условий и форма договоров (концессия, контракт). Лицензия должна включать в себя пункты, прописанные в статье 12, а именно:
  • информация о том, с какой целью будут использованы недра;
  • определение границы участков недр и отвода земли;
  • сроки действия разрешения и начала деятельности;
  • условия внесения платежей;
  • согласование уровня добываемых ресурсов и деление их на доли;
  • разрешение на информацию геологического характера;
  • условность выполнения стандартных правил при ведении работ с недрами.
Лицензии выдаются через проведение аукционов и конкурсов. Вся информация об их проведении и итогах публикуется в СМИ. Порядок предоставления разрешений определяют соответствующие органы, об этом указано в статье 13. Отказ в оформлении может последовать в следующих случаях:
  • – нарушены требования при подаче заявки;
  • – неверность сведений;
  • –невозможность предоставления доказательств обладания необходимыми финансами и оборудованием для безопасной деятельности (ст.14).

Систематизация лицензирования


Подготовка материалов для оформления разрешений происходит согласно установленной системе. Её задачей выступает реализация программ для развития промышленной и сырьевой базы. Во внимание берутся социальные, экономические и экологические интересы населения, обеспечение равенства среди граждан и юридических лиц при получении лицензий. Играет роль также проведение антимонопольных работ и оказание гарантий для владельцев разрешений при защите их прав, все это прописано в статье 15.

Статья 16 гласит, что подразделения на определенных территориях выполняют свои функции в каждом субъекте, а организация деятельности системы лицензирования возложена на государственный фонд. Соответствующие органы производят работы для выдачи разрешений, оформляют соглашения с управлением:
  • промышленности;
  • лесными, водными и земельными ресурсами;
  • в сфере горного надзора и экономики (касаемо оплаты за недра).


Существуют требования рациональной эксплуатации недр, которые утверждены Верховным Советом РФ. К ним относятся:
  • – соблюдение всех правил, установленных законодательством и исключение самовольности при использовании недр;
  • – реализация достаточного изучения геологической информации о недрах и их достоверная оценка;
  • – назначение экспертизы и учёт запасов недр и их участков;
  • – наиболее полное извлечение полезных ископаемых и их учёт;
  • – обеспечение сохранности месторождений от различных факторов, влияющих на качество недр или затрудняющих работу с ними;
  • – недопущение загрязнений недр, их правильная консервация и ликвидация, связанные с захоронениями и сбросом сточной воды;
  • – невозможность самовольных застроек на площадях, где залегают полезные ископаемые;
  • – предупреждения накоплений различных отходов в местах сбора и залеганий подземных вод для питья или снабжения предприятий.

Антимонополия и прекращение работ


Запрет происходит на неправомерные действия органов власти или от управления в сфере пользования недрами, если они имеют направленность:
  • ограничений доступа к проводимым аукционам и конкурсам не имея для этого оснований и отказ в выдаче лицензии тем, кто в них победил;
  • замена аукциона или конкурса прямой договоренностью, а также дискриминация участников.
  • Государственный фонд управления недрами имеет право установить пределы для размеров участка недр и отводов гор (ст. 17). Существуют причины для прекращения прав на использование недр, они перечислены в статье 20:
    • – истечение срока действия лицензии;
    • – отказ владельца лицензии на недра от прав на их использование;
    • – наличие значительного условия в разрешении, которое может исключать продолжение эксплуатации недр.
Преждевременное прекращение, остановка или ограничение прав на пользование недрами могут быть в следующих обстоятельствах:
  • угроза для жизни населения, трудящихся или живущих на данной территории;
  • несоблюдение существенных условий соглашения;
  • нарушение правил использования недр и сроков, в течение которых необходимо было приступить к работе в определенных объёмах;
  • возникшие чрезвычайные ситуации;
  • ликвидация предприятий.
Если пользователь не согласен с вынесенным решением, то он имеет право обжаловать его в суде. При устранении всех причин, вызвавших приостановку или ограниченный доступ на использование недр, права могут быть восстановлены. При этом следует учитывать, что время остановки производства в случае недоказанной вины владельца не будет включено в общие сроки действия соглашения.

Права и обязанности владельцев недр


В статье 22 указано, что пользователь недр может распоряжаться предоставленным ему участком в любой форме деятельности в соответствии с целью, отмеченной в лицензии. Результат проведенных работ и добытое сырье реализуется также согласно разрешению. Отходы производства используются по своему усмотрению, если другие условия не обозначены в лицензии. Владельцы недр могут ограничивать застройку площади, на которых есть полезные ископаемые в пределе отвода гор.

Геологические работы с недрами позволяется проводить, не имея дополнительных разрешений. Если требуется пересмотр лицензии при возникающих обстоятельствах, то пользователи могут обратиться в органы, которые занимаются выдачей таких разрешений. Владельцы недр обязаны:
  • – следить за безопасностью работ;
  • – соблюдать все установленные правила пользования недрами;
  • – приводить природные объекты в пригодное состояние для их последующего использования;
  • – обеспечивать сохранение горных выработок и скважин, а также устраивать работы по их ликвидации;
  • – выполнять все условия, прописанные в лицензии и своевременно вносить платежи за использование недр.
В статье 24 указаны требования к безопасности при проведении работ по строительству и деятельности добывания природных ресурсов. Ответственность за несоблюдение этих правил накладывается на руководителей данных предприятий, независимо от того по лицензии они ведут деятельность или по договору. Ликвидация или консервация предприятий будут считаться завершенными при подписании документа органами, которые выдали лицензию (ст.26).

Геология недр, их экспертиза и платежи


В статье 27 указано, что вся информация о недрах выступает как собственность заказчика, если иное не прописано в лицензии. Для правильного использования природных ресурсов и назначения платы за них принято назначать государственную экспертизу. В случае предоставления недр для одновременного изучения и добывания ископаемых владельцы имеют право в соответствии с лицензией начать работы до проведения экспертизы. Сроки для подачи материалов и размеры платежей уточняются в соглашении (ст.29). При обнаружении редких геологических образований, археологических объектов или месторождений необходимо сообщить об этом в органы выдавшие лицензию (ст.33).

Использование недр облагается специальными платежами, которые устанавливаются в зависимости от размера участка недр, их свойств и уровня опасности при их эксплуатации. Порядок и критерии платежей установлены Правительством РФ. Их конечный расчет происходит, когда выдаётся лицензия, об этом указано в статье 41. Формы оплаты за использование недр могут быть:
  • денежными средствами;
  • частью добытого сырья или производимой продукцией;
  • выполнением работ или услуг;
  • зачитыванием сумм будущих платежей в бюджет РФ.
Одна из этих форм прописывается в лицензии (ст. 43.). Все пользователи недр производят отчисления на восстановление базы сырья. Разведочные работы оплачиваются за счёт предприятий, у которых есть лицензии на право освоения месторождений (ст.44). Стоит отметить, что за выдачу разрешения происходит взимание сбора, его размер зависит от расходов экспертизы заявок на использование недр, а также других затрат связанных с оформлением лицензий (ст.45).

В статье 48 предусматриваются скидки за истощение ресурсов при добывании редких ископаемых или их изъятии из остаточного запаса низкого качества. Решение о скидках принимают соответствующие органы, которые занимаются выдачей лицензий. Статья 49 устанавливает ответственность за нарушение законодательства в области природопользования. Порядок обжалования или разрешения споров о необоснованных отказах в выдаче лицензий или установлении нестандартных условий добывания полезных ископаемых указан в статье 50 настоящего закона.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Базовая информация для проектных работ по водозаборным сооружениям

Полный перечень данных, выступающих в качестве основы для разработки проекта по эксплуатации системы подземных вод в целях водоснабжения, ус...